ХРОНОС
Хронос (Χρόνος), в греческом мифотворчестве абсолютное время в орфической космогонии. Хронос порождает огонь, воду и воздух.
Фигура Хроноса была по существу космологическим удвоением Титана Кроноса. Орфик иногда комбинировал его с создателем-богом Фанесом (Phanes). Его финикийским эквивалентом был, вероятно, Олам (Вечное Время), которого греки определяли как Уломоса (Oulomos).
Хронос появляется в греко-римском мозаичном искусстве как Аион (Aion), Вечность , где он был представлен как бог, противостоящий небу, держа колесо, надписанное с двенадцатью знаками Зодиака. Гея (Мать - земля) обычно изображалась, откидываясь на его ногах.
По мнению древнейшего греческого теолога Ферекида Сирского, жившего около 600 года до нашей эры, Хронос является одним из мировых начал наряду с Хтонией (земное начало) и Зевсом (принцип жизни).
Из семени Хроноса, по Ферекиду, возникли огонь, воздух и вода, а из этих стихий — различные поколения богов.
В борьбе, которая разгорелась среди богов из-за обладания миром, Офионей (змей — символ земли) со своей ратью выступил против Хроноса и его сторонников.
Хронос из этой битвы вышел победителем, причем побежденная сторона вместе с Офионеем была низвергнута в морскую бездну (Оген — океан).
В других орфических сочинениях, Хронос — безначальное время, создавшее из эфира и хаоса серебряное яйцо, из которого вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его — Эрот, Метис, Эрикапей), носитель всех зародышей мира, отец Никты, Ехидны, Земли и Урана.
Некоторые мифологи отождествляли Хроноса с Кроносом (например, в древности стоики и отчасти орфики, а в современное время историки Буттман, Велькер и другие), но современным языкознанием это сопоставление отвергается.
Фигура Хроноса была по существу космологическим удвоением Титана Кроноса. Орфик иногда комбинировал его с создателем-богом Фанесом (Phanes). Его финикийским эквивалентом был, вероятно, Олам (Вечное Время), которого греки определяли как Уломоса (Oulomos).
Хронос появляется в греко-римском мозаичном искусстве как Аион (Aion), Вечность , где он был представлен как бог, противостоящий небу, держа колесо, надписанное с двенадцатью знаками Зодиака. Гея (Мать - земля) обычно изображалась, откидываясь на его ногах.
По мнению древнейшего греческого теолога Ферекида Сирского, жившего около 600 года до нашей эры, Хронос является одним из мировых начал наряду с Хтонией (земное начало) и Зевсом (принцип жизни).
Из семени Хроноса, по Ферекиду, возникли огонь, воздух и вода, а из этих стихий — различные поколения богов.
В борьбе, которая разгорелась среди богов из-за обладания миром, Офионей (змей — символ земли) со своей ратью выступил против Хроноса и его сторонников.
Хронос из этой битвы вышел победителем, причем побежденная сторона вместе с Офионеем была низвергнута в морскую бездну (Оген — океан).
В других орфических сочинениях, Хронос — безначальное время, создавшее из эфира и хаоса серебряное яйцо, из которого вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его — Эрот, Метис, Эрикапей), носитель всех зародышей мира, отец Никты, Ехидны, Земли и Урана.
Некоторые мифологи отождествляли Хроноса с Кроносом (например, в древности стоики и отчасти орфики, а в современное время историки Буттман, Велькер и другие), но современным языкознанием это сопоставление отвергается.
Хронос оказывает влияние на значение следующих карт Оракула Симболон: