МАРИОНЕТКА
Марионетка, как архетип.
С каким архетипом можно было бы связать куклу вообще? По-видимому, ближе всего к искомому архетип «Персона» (он же «Маска», хотя между этими двумя ипостасями и есть тонкие различия).
Когда в детстве человечества возник феномен сознания, появилось понятие «Я». Желание понять, что такое «Я», привело к выделению «не-Я», а следовательно, и к необходимости найти, провести границу между «Я» и «не Я», «Я» и миром, «Я» и другими.
Человек ведь только живет в четырехмерном пространстве-времени, а мыслит и определяет мир в категориях двухмерных. Верх – низ, лево – право, добро – зло, Бог - дьявол, мужчина – женщина, жизнь – смерть, любовь – ненависть, для продолжения смотрите любые словари.
Именно тогда возникают архетипы «Маска» и «Тень».
«Маска» – весьма неполный и упрощенный образ «Я».
«Маска» – это я правильный, хороший и т.п.
Все, что не вписывается в эту систему определений (а прежде всего в нее не вписывается сам человек, оказываясь несоизмеримо сложнее этой убогой критериальности), все, от чего «Я» отрекается – это «Тень», зеркальное отражение «Маски».
«Маска» как персонаж обрядового действия оказывается тождественна архетипу «Маски», марионетка тождественна архетипу «Тени».
Персонажи ритуального действия становятся вещественными символами названных архетипов.
Постепенно у человека возникает желание и необходимость познать себя глубже, ближе к тому, что называется архетипом «Самости».
И тут обнаруживается поразительное: человек не может видеть свою «Самость» целиком, не может находиться с ней лицом к лицу.
Он видит ее только в виде отражений в двух зеркалах: «Маске» («Персоне») и «Тени».
Если смотреть только в одно зеркало, то изображение будет размытым, непонятным и пугающим.
На современном психотерапевтическом языке мы скажем, что это изображение проявится только в виде симптомов.
И человек оказывается перед фатальной необходимостью: хочешь знать свою «Самость» – смотри в оба зеркала.
Ведь «Тень» – это то, что только сам человек не хочет в себе видеть и признавать, а в мире и природе ничто не разделено.
Расщеплен только человек, не желающий признавать, что если бы не было плохого, то не было бы и хорошего.
Он борется с тем, что надо просто принять и сделать частью «Я» - с собственной тенью.
Само это выражение стало обозначать абсолютную безрезультатность какого-то процесса и бессмысленность затраченных усилий.
И тогда в процессе борьбы за постижение собственной «Самости» возникают куклы-маски (верховые куклы) и куклы-тени (марионетки). В самих наименованиях просматривается отражение архетипических понятий «Верх» и «Низ».
«Верх» – это небо, все светлое, чистое, человек от талии вверх, Божье создание, душа, дух, свет.
Низ - темное, земля (мать, которая родила и которая «съест», примет в свое лоно после смерти), человек от талии вниз, дьявольское, тело, низший дух, темнота, Тень.
Отсюда метафоры – «низкий» поступок и «низкий» человек, «грязные» слова и т.п. Очень важно при этом, что тень видна только на свету, причем чем ярче солнце, тем четче тень.
Конфуций сформулировал это так: «Чем больше человек, тем длиннее его тень».
Архетипический страх наших бесконечно далеких предков, страх перед безмерно большим, безмерно сильным и безмерно непознаваемым. Это, скорее всего и есть то состояние, которое Бахтин называл «космическим страхом» и определял следующим образом: «Какая-то тотемная память о космических переворотах прошлого и какой-то смутный страх перед грядущими космическими потрясениями заложены в самом фундаменте человеческой мысли, слова и образа».
Источник: книга «Марионетка в психотерапии», Т. Колошина, Г. Тимошенко (стр. 56).
Марионетка изображена на следующей карте Симболон: