КРЫСЫЛОВ
Га́мельнcкий крыcоло́в (нем. Rattenfänger von Hameln), гамельнcкий дудочник — перcонаж cредневековой немецкой легенды.
В сказке о Крысолове рассказывается о деревне, страдающей от невиданного нашествия крыс. Один человек предложил избавить деревню от грызунов за приличное вознаграждение. Жители деревни согласились. Крысолов стал играть на своей дудочке и вывел крыс за пределы деревни.
Однако когда он вернулся за обещанным вознаграждением, жадные сельчане наотрез отказались платить. Мстительный Крысолов увел за это из деревни всех детей. В большинстве современных вариантов сказки он прятал похищенных детей в пещере, пока жители деревни не согласились раскошелиться. А после этого отправил детей по домам.
ОБРАЗ КРЫСОЛОВА
Кто такой Крысолов? Откуда его власть над животными и детьми? Чем он действует: гипнозом, искусством? Легенда открыта толкованию, она напрашивается интерпретацию.
Она ставит вопросы более общие: о власти одного человека над многими, о добре, обращающемся во зло, о чуде и об ответственности за свои обещания.
В легенде Крысолов описывается как человек, одетый в пеструю одежду и держащий в руке дудочку.
Автор одел его в пеструю одежду, чтобы выделить его из толпы других людей.
В то время одежда с подобными расцветками не допускалась.
Как герой сказки – он должен был быть «иным», другим. Устои и правила общества для него не существовали, как таковые.
Но наказать его никто не может – в руках у него волшебна дудка.
С ее помощью он зомбирует людей и животных. Дудкой Крысолова люди часто называют лживые обещания.
В харизме Крысолова наблюдается воплощение искусства власти.
Крысолов – это источник добра и зла.
Образ Крысолова – связующее звено поэмы, вернее, даже не образ, а «дух», «аура», принимающая самые различные трансформации.
Его нет только в первой главе, но символически его появление уже задано (мелькнувшая в небе Гаммельна комета) как некое знамение.
Архетип Крысолова включает четыре составляющие: Охотник – Дьявол – Бог – Музыкант.
Это своего рода «мерцающий» образ, «блики» которого подвижны, переходят друг в друга, не создавая характера в литературном смысле, придавая образу определенную эфемерность, абстрагированность.
Здесь встречаются «знаки» разных культур, разных типов человеческого сознания.
М. Цветаева увидела суть Крысолова в единстве божественного и дьявольского.
Охотник – Соблазнитель – Дьявол – Музыкант сохраняет в поэме М. Цветаевой средневековый ореол инфернальности, двойственности, обусловленной рядом религиозных учений о признании равенства доброго и злого начал в жизни (Бога и Сатаны).
Именно Дьяволу приписывалась тайная власть над душами, только Дьявол был способен на самые фантастические превращения.
У М. Цветаевой мотив превращения, в отличие от других литературных обработок, более выражен и подчеркнут, что акцентирует отделенность Крысолова от мира земного, его внезапное появление и исчезновение, способность быть невидимым.
Образ Крысолова оказывает влияние на значение следующей карты Оракула Симболон:
ПЕСТРЫЙ ДУДОЧНИК
Кому интересно, можете прочитать легенду полностью. Для этого нажмите на:
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
КУПИТЬ СИМБОЛОН
|