ПАСТЫРЬ / СВЯЩЕННИК
Слово «пастырь» часто употребляется в ветхозаветном и новозаветном Писании.
Имя –пастырь – замечательно и прекрасно именно тем, что оно подразумевает служение, основанное всецело на любви.
Любовь - сущность истинного пастырского служения.
Привлекая снова к Себе отрекшогося ап. Петра, Господь, прежде чем сказать - "паси овец моих", трижды спрашивает его: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" (Иоан. XXI. 15-21)
Ибо только любовь способна терпеть недостатки и слабости овец и не бежать, разочарованная, от принятого на себя служения.
Только любовь способна обслуживать стадо свое, только одна она располагает необходимыми для такого служения бодрствованием и терпением.
Впоследствии тот же ап. Петр обращается ко всем христианским пастырям его времени с таким увещанием: "Пастырей ваших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнустной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, - и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы" (I Петр. V. 1-4).
Слово "пастырь" (poimhn) подразумевает обязанности и долг пастыря перед своим стадом, ответственность за блогополучие стада.
Пастырь не господин, а слуга своей паствы, слуга в смысле нежной родственной заботы и любвеобильного попечения.
В Ветхом Завете слово «пастырь» передается еврейским словом «рое», причастием от (раа), употребляемым в значении клонить, нагибать, а в общем залоге в значении клониться куда-либо, иметь склонность к чему-либо.
Отсюда гое значит приверженец или тот, кто с кем-либо.
В дальнейшем значении гаа имеет смысл стремиться куда-либо, искать, внимательно следить, ухаживать, особенно за стадом: отсюда рое — пастух.
В отношении к людям глагол гаа может значить управлять, поучать, наставлять; отсюда гое — пастырь, наставник.
Филологически и экзегетически разобранное слово «пастырь» выражает понятие о попечительной, проникнутой любовью, доходящей до самоотвержения, заботе пастыря о нуждах и преуспеянии своих пасомых, являющихся объектом его деятельности.
Пастырство есть Богоустановленное благодатное служение, исполненное любви и самоотвержения, имеющее своей задачей попечение о нуждах пасомых с целью их духовного совершенствования и вечного спасения.
Пасторство имеет и внутреннюю психологическую основу, вытекающую из духовной природы самого человека.
Пасторство относится к глубоко врожденным потребностям человеческого духа. Оно могло исказиться в истории человеческой жизни, как исказилось в языческих религиях, но не могло уничтожиться, потому что было выдвинуто самим народом.
Жажда общения с Богом и сознание невозможности единения по причине греховности, враждующей против Бога, порождают идею посредничества.
Так внутренняя духовная нужда человека выдвигает ходатаев и посредников между грешным человеком и Богом.
Выдвинутые народом представители должны были обладать высокими нравственными и духовными качествами.
Народное сознание не могло допустить, что порочных людей Бог может услышать.
Поэтому нравственная чистота и целомудрие служителей культа были необходимыми условиями сближения с Богом.
В языческих религиях служители алтаря — жрецы, весталки и другие — должны были вести безбрачную жизнь.
Эти требования в языческой и иудейской религиях с особой силой уяснились в христианстве. «Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу: но кротку, (не завистливу), не сребролюбцу» (1 Тим. 3,2–3).
Естественное общечеловеческое сознание греховности и недостоинства общения с Богом выделяет из среды самого народа лучших представителей, которые должны были посвятить свою жизнь служению человечеству в качестве ходатаев и посредников.
Особенно ярки выразилась необходимость посредника у еврейского народа в самый ответственный момент, когда народ должен был вступить в общение с Богом на горе Синай.
Страх и ужас объял весь израильский народ, который сознавал свою преступность пред Богом (Быт. 20, 19). Израиль единодушно просил Моисея быть посредником между народом и Богом, вступить в общение с Ним вместо народа, обещаясь исполнить все, что Господь возвестит народу через Моисея.
Такое сознание народом своего недостоинства к богообщению, проникнутое чувством покаяния и страха, было угодно Господу.
На протяжении всей истории Господь постоянно избирает для пастырского служения людей, которые возвещают людям волю Божию и являются духовными руководителями человечества.
Идея посредничества, выдвинутая самим народом не только не уменьшалась, но росла и укреплялась в сознании людей. Перед пришествием Сына Божия она вылилась в общечеловеческое ожидание Божественного Ходатая, Который окончательно должен был примирить человека с Богом.
Пастырь / Священник – это посредник между Богом и людьми.
Этим высоким призванием и определяется высота нравственных требований, предъявляемых к священнику.
От него требуется на опыте познать все то, чему он будет учить своих прихожан, пройти самому тот путь, по которому он их поведет.
Жизнь священника / пастыря должна быть непрестанным и ежедневным подвигом.
Главным делом пастыря / священника является "раздаяние слова" – проповедь, учительство, богословствование.
Священнослужитель – тот, кто правильно мыслит о Боге и способен учить людей догматам "о мире или мирах, о материи, о душе, об уме, как добрых, так и злых, о связывающем все и управляющем всем Промысле.., а еще о нашем первом устроении и последнем воссоздании, о прообразах и истине, о заветах, страдании и смерти, о воскресении, о конце мира, о суде и воздаянии.., и прежде всего о том, как нужно веровать.
Для того, чтобы учить о Боге, проповедник / священник должен обладать нравственной чистотой и способностью мыслить, говорить и слушать о Боге.
Другим не менее важным делом проповедника /священника, помимо проповеди и учительства, является собственно служение алтарю, молитва за народ.
Именно в этом служении наивысшим образом проявляется роль священника как посредника между Богом и людьми.
Пастырь / священник остро сознает свое недостоинство и вместе с тем слышит призывающий голос Бога, на который он должен откликнуться.
Священство – задача, превосходящая силы всякого человека; на земле нет никого, кто мог бы справиться с ней своими силами.
Тем не менее из рода в род, из поколения в поколение Бог избирает людей и поставляет их на служение алтарю, вопреки их недостоинству и нередко вопреки их нежеланию принять на себя бремя этого служения.
Призвание и избрание зависит от Бога, но ответ на призвание - от человека: один соглашается сразу, другой медлит и колеблется.
Образ Пастыря оказывает влияние на значение следующих карт Оракула Симболон:
|